Детский час

Дислексия

– это специфическое расстройство обучения нейробиологического происхождения. Если говорить проще, то при дислексии человек испытывает трудности с чтением и письмом, так как ему трудно быстро распознавать буквы и их сочетания. При этом дислексия возникает при абсолютно адекватных интеллектуальных способностях и не является препятствием к обучению и развитию ребенка.

Первые признаки, которые могут насторожить родителей, проявляются в ребенка еще в дошкольном возрасте:

– ребенок начинает говорить позже, затрудняется в произношении слов;
– плохо запоминает рифмованные фразы, с трудом учит стихи и пересказывает услышанное;
– испытывает трудности с изучением алфавита;
– не в силах делить слова на слоги, читать простые слова;
– не понимает связь буквы и звука, не в силах подобрать слова на звуки и буквы.

В целом картина начинает складываться уже к пяти годам жизни ребенка, трудности при обучении чтению могут насторожить воспитателя, который занимается с детьми. В любом случае при подозрениях на дислексию ребенка нужно показать специалистам: логопеду, неврологу, психологу. Это комплексная задача, над решением которой необходимо будет работать в тесной связке с профессионалами. И чем раньше начнут прилагаться усилия, тем меньше дислексия будет проявляться у ребенка, когда он подрастет.

Многие сегодняшние школы готовы принимать в свои классы детей с дислексией, а педагоги обучены специальным методикам работы с такими учениками. Однако большая ответственность при этом ложится на родителей, которым необходимо уделять большое внимание ребенку-дислексику, ведь от этой работы зависит его успешное образование и взросление.

Шаг за шагом


Существует множество упражнений, направленных на профилактику дислексии и существенно развивающих возможности ребенка. Делать их несложно, главное – ежедневно, меняя задания.

«Ищем букву»: предлагаем ребенку найти в комнате спрятавшуюся букву – то есть назвать предметы на заданную букву или содержащие ее в слове.
«Расклеиваем слоги»: Даем ребенку карточку со словами, написанными слитно, и просим разделить их. Например: МАМАСАДЛЕТОМОРЕ
«Спрятанное слово»: предлагаем ребенку найти слово среди хаотично составленных букв. Например: ШЛКИДЫМПРЕ
«Считаем на пуговицах»: вы произносите слово, а ребенок должен посчитать, сколько в нем слогов и положить на стол равное количество пуговиц (счетных палочек, конфет и пр.).
«Цепочки слов»: все просто, вы начинаете – ребенок продолжает на последнюю букву. Игра хороша тем, что в нее можно играть и в дорожной пробке, и по дороге в детсад.
«Работаем карандашом»: купите книгу с крупным шрифтом и попросите ребенка найти в тесте, а затем подчеркнуть или обвести карандашом названные вами буквы.
«От цифре к цифре»: чаще предлагайте ребенку раскраски, где контур нужно обвести самостоятельно, передвигаясь от цифры к цифре.
«Знакомый уголок»: постоянно привлекайте внимание ребенка к расположению предметов в пространстве – в верхнем правом углу, на нижней полке, в середине страницы и т.д.

галочкаСистема Дейвиса: развитие координации в игре с мячом (верх-низ, право-лево), лепка букв и цифр из пластилина, ежедневное чтение и повторение букв и слогов. Так мы делаем упор на развитие зрительно-пространственных функций, развитие памяти и внимания, на мелкую моторику.

галочкаСловесная слепота, как иначе называют дислексию, не является преградой для раскрытия таланта человека. Рукописи Леонардо да Винчи, Альберта Эйнштейна, Ганса Христиана Андерсеначасто невозможно было разобрать. Уолт Дисней из-за дислексии не смог стать журналистом, но стал «мульти»-миллионером. Звезды Голливуда – Мэрилин Монро, Кира Найтли, Том Круз – часто вспоминают, как тяжело им давалось чтение текстов.

Больше интересной информации и советов в нашем журнале «Всему свету по совету».
Подписывайтесь!

Все новости